Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Бешалах

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Шмот, Издательство: Швут Ами, 1997

1) Комментарий на Шмот 13:17-18
17.  И вот, когда фараон дал народу уйти, Б-г не повел их через землю филистимлян, потому что она близко, так как Б-г сказал: Народ может передумать, когда они увидят войну перед собой, и вернуться в Египет. 18. Б-г повел народ кружной дорогой через пустыню Тростникового моря, и сыны Израиля вышли из Египта хорошо вооруженными.

…каждый человек непременно должен понимать, что успех его усилий зависит от помощи Б-га, которая обещана за любой поступок, совершенный с преданной покорностью Ему. Однако (сыны Израиля) еще не были готовы к такому образу жизни. Они еще не осознавали, что непосредственное Б-жественное Провидение для тех, кто преданно подчиняется Его заповедям, способно не только спасти их от гибели, но и может обеспечить день за днем их выживание независимо от того, что происходит вокруг. Их еще предстояло научить этому пониманию посредством чрезвычайных событий. В этом заключался смысл скитаний Израиля по пустыне; таково было назначение долгого странствия, в которое Б-г ныне вынуждал отправиться сынов Израиля.

2) Шмот 15:20
20. Пророчица Мирьям, сестра Аарона, взяла бубен в руку и все женщины вышли за ней с бубнами и плясками,



3) Комментарий на Шмот 16:4
4. Но Б-г сказал Моше: Вот, Я проливаю вам хлеб дождем с небес; народ будет выходить и собирать дневную порцию каждый день, так Я испытаю их, будут ли они следовать Моему учению или нет.


“…БУДУТ ЛИ ОНИ СЛЕДОВАТЬ МОЕМУ УЧЕНИЮ”. Соблюдение Моего Закона зависит от того, найду ли Я людей, для которых достаточно знать, что их жены и дети имеют необходимое пропитание со дня на день, которые довольны тем, что получают радость от каждого дня в счастье и добром расположении, которые довольны тем, что исполняют свой долг сегодня, а заботу о завтрашнем дне оставляют Тому, Кто подарил им день нынешний и пропитание на нынешний день, и Кто подарит им день следующий и пропитание на следующий день. Только такая безграничная вера в Б-га убережет Его Закон от нарушений, вызванных тревогой о материальных трудностях, реальных или воображаемых. Тот, кто не научился верить в неустанную заботу Б-га о завтрашнем дне, будет так поглощен своими планами на грядущие годы, что в конце концов отступится от Б-га и Его Закона…

4) Комментарий на Шмот 16:16-21
16. Это та вещь, о которой Б-г заповедал: Собирайте его, каждый в соответствии с его потребностью в пище, омер на душу, в соответствии с числом ваших душ берите, каждый человек на живущих в его шатре. 17. Сыны Израиля делали так и собирали, кто много, кто мало. 18. Но когда они измеряли это омером, у собравшего много не было избытка, а у собравшего мало не было нехватки, каждый человек собрал в соответствии со своей потребностью в пище. 19. Моше сказал им: Пусть никто не оставляет из этого до утра. 20. Но некоторые не послушались Моше и оставили от этого до утра, и он воскишел червями и воссмердел, и Моше разгневался на них. 21. Они собирали его каждое утро, каждый в соответствии со своей потребностью в пище, а когда солнце припекало, он таял.


Итак, опыт сынов Израиля в течение шести дней, когда они собирали ман, и еврейская философия заботы о пропитании, как ее определяет этот опыт, дают нам самые важные уроки на грядущие времена. Лень, жадность, мелочность и скаредность наказуемы, тогда как усердие, довольство, хорошее настроение и упование на Б-га вознаграждаются.

5) Комментарий на Шмот 16:25
25. Моше сказал: Ешьте это сегодня! Ибо сегодня Шабат для Б-га! Сегодня вы не найдете это в поле.

…заповедь превращает сам акт приема пищи в Шабат (прим.ред. – шават переводится как покоился) в мицву, в действие, выполняемое по повелению Б-га, посвященное Ему, одновременно радующее и облагораживающее человека.

Требование неукоснительно соблюдать указания Б-га в поисках пропитания отнюдь не угрожает существованию человека на земле; напротив, оно усиливает его наслаждение земной жизнью, возвышая даже физические удовольствия до уровня добровольного акта служения Б-гу и таким образом приближая человека к Б-гу даже в момент физического наслаждения. Эта одухотворенность физической стороны жизни человека является одной из самых поразительных особенностей, которые отличают еврейскую концепцию Б-га от всех других.

В других религиях мысль о власти богов лишает человека уверенности в себе; счастливая улыбка на его лице может навлечь гнев божества. Еврейское представление о власти Б-га – это представление, вселяющее бодрость и дающее силы; человек, поддерживаемый этим представлением, может преодолеть все трудности. Добровольно подчинившись этой власти, человек – при всей своей слабости – как бы разделяет ее. Эта власть придает смысл и обеспечивает защиту его ничтожному существованию на земле: человек начинает с радостью осознавать, что Великий Б-г получает удовлетворение от того, что Его маленькие создания счастливы…

6) Комментарий на Шмот 16:32
32. Моше сказал: Это то, о чем заповедал Б-г: наполните им омер для сохранения на все ваши поколения, чтобы они могли видеть хлеб, которым Я кормил вас в пустыне, когда Я вывел вас из Египта.


Повеление сохранить один омер мана имело целью дать понять поколению пустыни, что когда-то их скитания закончатся и они смогут добывать себе пищу в обычных условиях. Но даже тогда они сами и их потомки должны хранить духовное начало, заложенное в них в те дни, когда они питались маном, и рассматривать все виды пропитания, получаемого от общества и материального мира борьбой и охотой, исключительно как ман, как дар, “пожалованный и распределенный” Б-гом. По этой причине сосуд, в котором находился ман, должен был храниться “перед Свидетельством”, вместе со скрижалями, свидетельствующими, что Закон – это Б-жий дар. Б-г, даровавший Закон, дарует и пропитание, которое поддерживает жизнь для соблюдения Закона. И наоборот, Б-г – Источник пропитания – даровал нам Закон, предписывающий определенный образ жизни, который мы должны вести, поддерживая себя этим пропитанием. Всегда необходимо помнить об этих двух аспектах, которые взаимно дополняют друг друга.

7) Комментарий на Шмот 17:8-16
8. Пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме.


…В древние времена недобрый ангел Эсава напал на Яакова, предка сынов Израиля, в ночь, когда тот находился на пути к личной независимости. Это событие заставило Яакова ощутить предчувствие той борьбы, которую потомки Эсава навяжут его сыновьям за века тьмы в истории наций, а затем окончательной победы, которая возвестит миру всемогущую власть Б-га. Подобным же образом нация, которая произошла от внука Эсава, Амалека, должны (прим.ред. – видимо, это опечатка и должно было быть написано “должна”) была стать первой и единственной нацией, которая без малейшей провокации со стороны Израиля нападет на него в тот момент, когда он ступит на путь к национальной независимости…

Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут