Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Итро

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Шмот, Издательство: Швут Ами, 1997

1) Комментарий на Шмот 19:10-13.
10. Б-г сказал Моше: Иди к народу, освяти их сегодня и  завтра, и пусть вымоют свои одежды. 11. И прикажи им быть готовыми к третьему дню, потому что на третий день Б-г сойдет на гору Синай на глазах у всего народа. 12. Проведи границу вокруг народа и скажи им: Берегитесь, не восходите на гору и даже не касайтесь ее края, всякий коснувшийся горы будет умерщвлен. 13. Да не коснется ее рука, поэтому он непременно должен быть побит камнями или сброшен вниз, скотина или человек – не будут в живых; когда раздастся протяжный звук рога, возвещающий о завершении, они снова смогут восходить на гору.

…Еврейский Закон – это единственная система законов, не созданная самостоятельно тем народом, конституцией которого ей предстояло стать. Иудаизм – это единственная “религия”, порожденная не человеческим существом, ищущим в ней духовную основу своей жизни. Именно это “объективное” качество Еврейского Закона и еврейской “религии” делают их уникальными, четко и недвусмысленно противопоставляя их всем остальным явлениям на земле, носящим имя “закона” или “религии”. Это делает Еврейский Закон, полученный в абсолютно идеальном виде, единственным культурным явлением, которое можно считать катализатором и кульминацией всех других проявлений прогресса. Остальные “религии” и своды законов зарождались в умах людей данной эпохи; поэтому они выражают представления о Б-ге, человеческой судьбе, отношении к Б-гу и друг к другу, как их понимает данное общество в определенный период истории. Поэтому все эти созданные человеком “религии” и кодексы, подобно другим аспектам человеческой цивилизации – науке, искусству, народным обычаям – с течением времени подвергаются изменениям. Ибо в силу своей природы и происхождения они не что иное, как выражение уровней, на которые поднимается цивилизация на различных этапах  человеческого развития. Не таковы еврейская “религия” и еврейский Закон. Они не произошли от верований, владевших людьми в тот или иной период. Они не являются ограниченными во времени человеческими представлениями о Б-ге, о земном и Б-жественном. Они дарованы самим Б-гом; они содержат идеи, которые по воле Б-га должны на вечные времена формировать представления людей о Б-жественном, но прежде всего о человеке и идеалах человеческих… Этот закон возник не в народе, а пришел к народу извне, и потребовались столетия борьбы, чтобы завоевать этот народ, который должен был стать на вечные времена носителем Закона Б-га…

2) Комментарий к Шмот 20:7.
7. Не принимай на себя Имени Б-га, своего Б-га, впустую, ибо Б-г не посчитает невиновным того, кто принимает Его Имя впустую.

…Клятва Именем Б-га предполагает, что мы стремимся доказать правдивость наших слов и честность наших поступков, полностью подчиняя наше будущее власти Б-га. Поэтому лжесвидетельство является самым презренным отрицанием Б-га…

3) (прим. ред.: Шмот 20:8-11)
8. Помни день Шабата, чтобы освящать его. 9. Шесть дней ты будешь служить и делать всю свою работу, 10. а седьмой день – Шабат Б-гу, твоему Б-гу; не делай никакой (созидательной) работы: ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твоя скотина, ни чужестранец, живущий в твоих пределах, 11. ибо шесть дней Б-г создавал небеса и землю, море и все, что в них, и покоился в седьмой день. Поэтому Б-г благословил седьмой день и освятил его. - Эти стихи являются текстом Кидуша, который мы говорим утром в Субботу перед второй трапезой).


4) Комментарий на Шмот 20:9.
9. Шесть дней ты будешь служить и делать всю свою работу,


…Так же как малах (посланец) – это лицо, исполняющее волю и приказы пославшего его, так и млаха обозначает нечто неперсонифицированное, способствующее исполнению воли и приказаний высшего разума, в данном случае, человека. Лаасот млаха значит трансформировать субстанцию или предмет в нашего посланца (малах), т.е. придать ему перманентное (прим. ред.: толковый словарь С.И. Ожегова: перманентный – постоянный, непрерывно продолжающийся) состояние, которое отныне сделает его пригодным для служения задуманной нами и желанной нам цели…

5) Комментарий на Шмот 20:12.
12. Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились твои дни на земле, которую Б-г, твой Б-г, дает тебе.


…сохранение великого Б-жественного института, которым является иудаизм, всецело зависит от послушания детей родителям, как теоретически, так и практически, а почтение, оказываемое отцу и матери, - это основное условие бессмертия еврейской нации. Через отца и мать Б-г дает ребенку больше, чем просто физическое существование. Родители осуществляют связь, соединяющую ребенка с прошлым еврейского народа, и это дает ребенку возможность стать еврейским мужчиной или еврейской женщиной. Именно родители должны передать ребенку традиции иудаизма путем наставлений, учебы, ознакомления с обычаями. Ребенок должен узнать от родителей и еврейскую историю, и Еврейский Закон, чтобы он, в свою очередь, мог передать их своим собственным детям. Так же, как он с почтением смотрит сейчас на своих родителей, так впоследствии его дети с почтением будут смотреть на него. Без этого связь поколений разрывается, прошлое еврейского народа теряется для будущего, а еврейская нация может исчезнуть. Эта важная функция отводит еврейским родителям одно из главных мест в Десятисловии, и Закон говорит нам: “Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились твои дни на земле, которую Б-г, твой Б-г, дает тебе”.

Ближайший шабат

Шабат Бемидбар (27.05.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:36

Ближайшие даты

31 мая - Шавуот

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут