Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Ки-Тиса

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Шмот, Издательство: Швут Ами, 1997

1) Комментарий на Шмот 32:22-24
22.  Аарон сказал: Да не разгорится гнев моего господина! Ты знаешь это народ, когда он одержим злом. 23. Они сказали мне: Сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что этот человек, Моше, который вывел нас из Египта – мы не знаем, что случилось с ним. 24. Когда я сказал им: У кого есть золото? – они тотчас сняли его с себя и дали мне. Я бросил его в огонь и вышел этот телец.


Этот ответ поистине раскрывает величие Аарона. Он ничего не говорит в свое оправдание; он хранит молчание по поводу оправдывающих его обстоятельств, о которых мы уже знаем и которые облегчили бы его вину… Он добровольно признает почти все обвинения в том, что случилось, и винит себя в потере присутствия духа. “Ты знаешь, каковы эти люди, когда грех овладевает ими. Ты знаешь, как стремительно могут они действовать, когда ими овладевает страсть”. Вот и все, что Аарон произносит в свою защиту. “По этой причине я даже не пытался возражать им, а сразу согласился на их требование”.

Сравните смягченный вариант Аарона (Они сказали мне: “Сделай нам богов…”) с репортажем Писания о действительном развитии событий (Народ собрался вокруг Аарона, и они сказали ему: “Вставай, делай нам богов…”). Затем он продолжает: “Я бросил их золото в огонь” (чтобы расплавить его, объясняет он, но ничего не говорит об изнурительной работе, которую ему пришлось проделать после этого). “Именно так, из-за моей слабовольной покорности, появился этот телец”.

2) Комментарий на Шмот 33:19 и 20
19. Он сказал: Я проведу все Свое Благо перед твоим лицом, и Я провозглашу Имя Б-га перед тобой, и окажу милость тому, кого помилую, и проявлю милосердие к тому, к кому проявлю милосердие. 20. И он сказал: ты не можешь видеть Мое Лицо, так как ни один человек не может увидеть Мое Лицо и остаться в живых.


…И ОКАЖУ МИЛОСТЬ. Я проявлю “милость” и “милосердие” перед твоими глазами. Я сделаю так, что ты увидишь различные формы, в которых проявляются Мои “милость” и “милосердие” в зависимости от черт характера того человека, которому Я их дарую. Я покажу тебе не только то, как проявляется Моя неизменная доброта в разнообразных проявлениях Моей милости, милосердия и т.д., но также и то, как изменяются даже эти различные проявления в соответствии с личностями тех людей, которым предстоит их получить. Ты достигнешь знания индивидуализированного характера Моего Провидения.

Этот индивидуализированный характер Б-жественного Провидения – то, что формы Б-жественной милости меняются применительно к личности “того, кого помилую”, а формы Его милосердия также приспосабливаются к личности “того, к кому проявлю милосердие” – и есть тот самый нюанс, который ускользает от проницательности смертных. В случае необходимости человек способен постичь такие вещи в общих чертах, но конкретные аспекты этих явлений остаются для него загадкой. Вот почему мы так склонны к ошибке в оценке “путей Б-га”. Мы склонны забывать, что когда нам кажется, что “праведник страдает”, в то время как “нечестивец блаженствует”, мы можем ошибаться в нашем суждении о том, кто действительно “праведник”, а кто “нечестивец”, и кроме того, мы не в состоянии знать наверняка, действительно ли в данном конкретном случае дела идут плохо или хорошо. Ибо лишь самое глубокое проникновение в личность человека позволит нам определить, что на самом деле является для него “благом” или “злом”.
Если рассматривать проблему с этой точки зрения, любое из двух следующих объяснений может быть приемлемо: объяснение раби Йоси (Брахот 7а), в соответствии с которым Моше показали ответ на этот волнующий вопрос, или объяснение раби Меира (там же), согласно которому ответ остался тайной даже для Моше. Даже если, как подразумевают слова “Я окажу милость тому, кого помилую”, Б-г позволил ему видеть ответ на эту загадку, конкретно демонстрируя индивидуальные аспекты Своего Провидения, ограниченная человеческая проницательность даже такой личности как Моше была недостаточной для того, чтобы оценить каждый пример Б-жественного Проведения по такому стандарту.

***

Обещание, данное Моше в этом стихе и исполнение которого описано в 34:6, было просто ответом на первую просьбу Моше: “Надели меня способностью, молю Я, понять единый замысел во всем разнообразии Твоих путей”. Это ясно из стихов Писания (Теилим 103:7 и 8): “Он делает известными Моше Свои пути… что Б-г полон сострадания … и готов проявлять милость”, относящихся к откровению, дарованному Моше и описанному в Шмот 34:6.
Стих 20 поясняет, почему в просьбе (высказанной Моше в стихе 18) ему было отказано: а именно, потому что это выходит за пределы, установленные для познавательной способности человека на время его пребывания на земле.

3) Комментарий на Шмот 34:17
17. Литых богов не делай себе.


…сперва ст. 17: “Не делай себе литых богов!” Вы не должны делать для себя изображение бога; вы не должны находиться в заблуждении, что должны овладевать Б-жественным при помощи изображения. Вы должны поднять себя к своему Б-гу, организуя всю свою жизнь, жизнь человеческих существ, в соответствии с Его волей.
Затем идет ст. 18: “Соблюдайте праздник Мацы…”. Когда манит весна, когда лето приносит вам спелые фрукты, когда осень дает вам урожай, не природу и ее дары должны вы славить. Свою собственную весну должны вы праздновать весной, свою зрелость – летом, и достижение своего совершенства – осенью. Проявления годичного цикла природы не призывают вас к поклонению в храме природы. Напротив, на каждом этапе природно-годичного цикла вам надлежит спешить из царства природы в Храм Одного единственного Существа, который является Господином природы, так же как и вашим господином, Который значит для вас больше и даже ближе к вам, чем к природе. Тот, к Чьему Храму вы должны поспешить, и есть “Б-г, Б-г Израиля”. Он не установил вас в каком-то одном статичном положении, подобно природе; напротив, Он остается всегда близким к вам, направляя, управляя, защищая, формируя и благославляя каждое мгновение вашей жизни. Платя дань верности Его Закону в Храме, вы завоюете для себя и для своей земли Его защиту от всех врагов.

Этот контраст между еврейскими и языческими представлениями формулируется и в Талмуде (Песахим 118а): “Тот, кто пренебрегает праздниками, как будто предается идолопоклонству, ибо написано: “Не делай себе литых богов”, а сразу вслед за этим: “Праздник Мацы соблюдай”.

Ближайший шабат

Шабат Шмини (22.04.17)
Зажигание свечей (калуах) - 20:13

Ближайшие даты

14 мая - Лаг ба Омер
31 мая - Шавуот

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут