Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Реэ

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Дварим, Издательство: Швут Ами, 2001

1) Комментарий на Дварим 11:29
29 И вот, когда Б-г, твой Б-г, приведет тебя в землю, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйваль.


…Горы Гризим и Эйваль составляют часть горный цепи Эфраима, но физический контраст между ними ошеломляет. Гора Гризим, расположенная к югу от долины Шхема, зелена и плодородна, ее склоны поднимаются пологими террасами. Гора Эйваль, расположенная к северу, крута и гола. Ее высота около 900 метров; гора Гризим немного ниже. Эти две расположенные рядом горы дают самый потрясающий, поучительный и отчетливый образ благословения и проклятия. Обе они вырастают из одной и той же почвы, обе получают одни и те же осадки – дождь и росу. Одни и те же воздушные потоки проносятся над ними; одна и та же пыльца опыляет их. И тем не менее Эйваль остается абсолютно бесплодной, тогда как Гризим покрыта до самой вершины буйной растительностью. Таким образом, мы видим, что благословения и проклятия зависят не от внешних обстоятельств, а от того, как мы реагируем на эти обстоятельства. Следовательно, благословленны мы или прокляты зависит не от навязанных нам внешних условий, а от того, как мы справляемся с ними – от нашего отношения к тому, что должно принести нам благословения. Когда мы переправляемся через Иордан и делаем первые шаги по земле Закона, который освящает нас, вид этих двух гор преподает нам вечный урок того, что мы постоянно стоим перед выбором между благословением и проклятием и что мы сами, своим собственным нравственным поведением можем решить, которая из двух гор будет олицетворять наше собственное будущее – Гризим или Эйваль.

2) Комментарий на Дварим 14:2
2 ибо ты – святой народ у Б-га, твоего Б-га, и тебя избрал Б-г, чтобы ты был ему избранным из всех народов, которые на земле.


…В трактате Евамот (13б-14а) объясняется, что запрет לא תתגודדו (не наносить порезы на свои тела) применим и к телу нации в целом, и нам говорят: “Не разрезайте себя на многие фракции”. Мы должны оставаться едиными в соблюдении Закона и не позволять различиям в учении и толковании Закона “разрезать нас” на раскольнические общины. Обратите внимание, что на иврите воинское подразделение, батальон, называется גדוד. Следовательно, לא תתגודדו может означать (не только “Не наносите порезов”, но) и “не разрезайте себя на фракции”.
Соответственно, цель изложенной в этом стихе заповеди – предостеречь нас, чтобы мы не позволили различиям во мнениях при толковании Закона или различиям в выводах из Закона породить схизму, которая расколола бы общество, так что одна фракция поддерживала бы представителей одного течения, а другая – проповедников противоположного, и в результате единое общество раскололось бы на “многие фракции”…

3) Дварим 14:4-6, 11, 19
4 Вот животные, которых вы можете есть: бык, овца и коза, 5 серна, олень, яхмур, акко, дишон, тео и земер. 6 И всякое животное с раздвоенными и полностью расщепленными надвое копытами, отрыгивающее жвачку, - такое животное можете есть. 11 всякую чистую птицу вы можете есть. 19 Всякое летучее насекомое нечисто для вас, нельзя их есть.


4) Комментарий на Дварим 15:8
8 Но ты должен открыть, раскрой ему свою руку и дай взаймы по мере его нужды, чего ему не хватает.


…В иудаизме еврейский бедняк не получает “милостыню”, доброхотный дар дающего. Всматриваясь своим глубоким видением в закон о מעשר עני  (десятине бедных), наши Мудрецы определили размер обязательной цедаки в одну десятую. Такая сумма должна отделяться на благотворительность от каждого впервые приобретенного капитала и от годового дохода с основного капитала. Таким способом каждого еврея побуждают рассматривать себя как администратора благотворительного фонда – большого или малого, - вверенного его попечению и посвященного Б-гу, так что он должен радоваться каждой возможности обратить на добрые цели эти средства, которые уже не принадлежат ему, но доверены ему для достойного расходования.

Ближайший шабат

Шабат Матот-Масей (14.07.18)
Зажигание свечей (калуах) - 21:51
Исход - 01:05

Ближайшие даты

22 июля - пост 9 Ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут