Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Шофтим

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Дварим, Издательство: Швут Ами, 2001

1) Дварим 18:10-11
10 Да не найдется у тебя никого, кто проводил бы своего сына и свою дочь через огонь, кудесника, волхва, гадателя, колдуна, 11 заклинателя, вызывающего духов, знахаря и вопрошающего мертвых.


2) Комментарий на Дварим 18:13
13 Будь безыскусен с Б-гом, твоим Б-гом.


…языческие эксцессы, описанные в предыдущих стихах запрещены в иудаизме. Лишь Б-г – единственный Кормчий наших судеб и Руководитель наших поступков – Он один решает наше будущее. Только Его одобрение может быть тем стандартом, который определяет, что нам можно, и чего нельзя делать. Не Молех слепого случая правит нашими жизнями и жизнями наших детей. Ни мертвые, ни жезл волхва, ни определенное предрассудком животное и т.д. не могут предсказать уготованного нам. И отвратительное иступленное безумие не может быть оракулом нашего поведения или иметь какой-либо вес – даже песчинки – на весах нашех судеб... И лишь у Б-га мы могли бы искать решения по поводу того, что следует и чего не следует нам делать, если бы Б-г уже не сказал нам этого давным-давно в Своем Законе… Соответственно, значение положительной заповеди “Будь безыскусен…” перекрывает запрет на языческие преступления, описанные в предыдущем стихе; она также ожидает от нас того, что мы воздержимся от любой другой практики, которая, как считается, способна предсказать будущее…

3) Комментарий на Дварим 18:14
14 Ибо те народы, которых ты изгоняешь, слушают волхвов и кудесников, а тебе не то дал Б-г, твой Б-г.


…ваш Б-г, не дал вам совершить такое. Войдя с вами в самые тесные отношения в качестве Кормчего ваших судеб и Руководителя ваших поступков и даровав вам в устном и письменном виде Свой Закон, по которому следует строить вашу частную и общественную жизнь, Он передал в ваши собственные руки все, что требуется вам для успешного выполнения задачи своей жизни. Именно Он формирует ваше будущее, но будет оно счастливым или несчастным – это решение Он доверил вам через Закон, который находится в ваших руках и который должен быть ясно вами понят из живой традиции своего народа. Изучение этого Закона, обучение ему в теории и исполнение его на практике – такова задача вашей жизни в целом. Чтобы выполнить эту задачу, вам не требуется сверхъестественная, нечеловеческая интуиция или способность познать надприродные области, скрытые от взгляда человека. Ваша задача такова, что может быть доверена любому здоровому, сильному, ясному и разумному человеческому интеллекту; она не предполагает никаких иных качеств… В отличие от других народов, вам не только не нужны никакие предсказатели или прорицатели (благоприятных) периодов, но вам не требуются даже более чистые и аутентичные заменители таких личностей.

4) Комментарий на Дварим 18:15
15 Пророка из твоей среды, из твоих братьев, подобного мне, поставит тебе Б-г, твой Б-г; его слушайтесь.


…Б-г пошлет нам пророка не для того, чтобы он, пророк, сказал нам то, что мы желаем узнать, но для того, чтобы он, пророк, мог сказать нам то, что Б-г желает, чтобы мы знали. Пророк не есть наш инструмент, он – инструмент Б-га… Они будут лишь посланниками, сообщающими вам слово Б-га.

5) Комментарий на Дварим 19:13
13 Да не сжалится над ними твой глаз; искорени же в Израиле вину за невинную кровь, и будет тебе хорошо.


…Пощадить того, кто совершил намеренное убийство, значит продемонстрировать не милосердие к человеческой крови, а безразличие к пролитию невинной крови.

6) Комментарий на Дварим 19:14
14 Не отодвигай межи своего ближнего, которую провели предки в твоем наследии, получаемом тобою в земле, которую Б-г, твой Б-г, дает тебе во владение.


…Жизнь и собственность – вот две главные ценности, которые находятся под защитой отправляемого государством Б-жественного Закона…

7) Комментарий на Дварим 19:19
19 Тогда сделайте им то, что они замышляли сделать своему брату, и искорени зло из своей среды.


…Там, где заканчивается сила и власть земного суда, начинается власть Б-жественной справедливости…

8) Комментарий на Дварим 20:20
20 Но дерево, о котором ты знаешь, что его плоды несъедобны, его можешь срубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобой войну, пока не покоришь его.


… Запрет произвольного уничтожения деревьев должен трактоваться лишь как частный случай. Юридическая концепция בל תשחית  определяется как запрет бессмысленного, расточительного уничтожения любого предмета. Таким образом, концепция בל תשחית становится всеобъемлющим предупреждением человеку не злоупотреблять определенным для него положением в мире, разрушая объекты на земле по своему капризу в ходе взрыва насилия или даже просто бездумного поведения. Когда Б-г положил мир к ногам человека, приказывая ему подчинить мир и властвовать над ним, Он сделал это лишь для того, чтобы человек употреблял свою власть мудро.

9) Комментарий на Дварим 21:5
5 И подойдут коэны, сыны Леви, - ибо их избрал Б-г, твой Б-г, чтобы они служили Ему и благославляли Именем Б-га, и по слову их решается любая тяжба и дело о любой язве, -


…Одна из высших целей договора Б-га с Израилем – дать возможность каждому человеку прожить свою жизнь так, чтобы ее не прервали и не изуродовали окружающие. Поэтому любая жертва убийства, сраженная на земле Б-жественного Закона, представляет собой акт явного отрицания этого Закона, горький упрек представителям Закона и вызов всем идеалам, которые воплощены в лице коэна…

Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут