Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Ваехи

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Берешит, Издательство: Швут Ами, 1993

1) Берешит  47:28
28 Яаков жил в Египте семнадцать лет, а всех дней Яакова, лет его жизни, было сто сорок семь.


2) Комментарий на Берешит 49:14-15
14 Иссахар – крепкий осел, покоится меж рядов утвари. 15 Он увидел, что хорош покой, и земля пригодна для него; он подставил плечо для ноши, предал себя дани земледельца.


Иссахар олицетворяет собой тип труженика, который счастлив работать, но только так, чтобы его труды шли на благо подлинной еврейской нации. В то время как Иеуда – колено правителей, а Зевулун – колено купцов, Иссахар представляет собой ядро еврейского народа – еврейского земледельца. Он работает не ради бесконечного трудового процесса. Еврей из народа не изнуряет себя работой, он трудится, чтобы заслужить досуг. Иссахар доволен тем, что Зевулун зарабатывает миллионы торговлей; что же касается его, он предпочитает оставаться дома. Заслуженный отдых он считает величайшей наградой, к которой должен стремиться человек, ибо отдыхая от трудов, человек может “распрямиться, придти в себя”. Поэтому он охотно подставляет плечо, чтобы нести бремя, с радостью оставляя царский скипетр Иеуде, а флаг купца Зевулуну; его не прельщает ни боевая слава, ни доходы от торговли. Иссахару известны иные победы и ценности, которых можно добиться и которыми можно наслаждаться только тогда, когда имеешь для этого свободное время. Следовательно, колено Иссахара стало зиждителем духовных сокровищ нации.

Когда после гибели Шаула все колена сплотились вокруг Довида, тысячи и сотни тысяч пришли отовсюду. “Но Иссахар прислал лишь две сотни голов”. Все прочие остались дома и работали по-прежнему. Но эти немногочисленные представители колена Иссахара были  יודעי בינה  לעתים “понимающими времена” (I Диврей аямим 12:32), они принесли с собой בינה “проницательность”, дословно, способность “видеть меж вещей”, способность распознавать взаимосвязи людей и вещей и результаты этих взаимодействий. Иссахар достиг этой проницательности в часы отдыха после трудов. ידעת בינה  – это проницательность, конкретное восприятие; это не софистика, а то истинное понимание природы взаимосвязи людей и вещей, которое можно извлечь из подлинной мудрости Торы и לעתים – правильной оценки уникальности данного момента.

… Такое восприятие Торы и его постоянное использование в реальной жизни не достигается в процессе непрерывной трудовой деятельности; оно приходит в часы досуга, заработанного добросовестным трудом. Поэтому оно доступно только такому народу, который понял, “что досуг – это хорошо”, который считает отдых истинной, чистой наградой за работу, т.е., как говорят наши мудрецы (Авот 1:15), воспринимает познание Торы как истинную цель, а труд – лишь как сопутствующее средство достижения этой цели. Сельский труд в наибольшей степени подходит для этого, поэтому Иссахар с энтузиазмом занялся земледелием.

3) Комментарий на Берешит 49:28
28 Все эти – колена Израиля, двенадцать, и это то, что сказал им их отец, когда благословлял их; он благословил каждого своим благословением соответственно его качествам.


Все “они” – колена Израилевы. Их двенадцать, ни больше и ни меньше. Их не тринадцать (если считать Йосэфа как два колена), не одиннадцать (если опустить Реувена)…

Все “это” не похоже на благословение, которое Яаков дает своим сыновьям; в самом деле, частично – это просто описание черт характера; оно представляет собой лишь мнение их отца о них, способ, с помощью которого он характеризует каждого, исходя из его личной значимости в момент благословения. И все-таки он действительно дает им благословение, соответствующее их индивидуальностям. Благословение Яакова детям заключалось в том, что каждый должен найти счастье в и через собственную индивидуальность…

4) Берешит 50:26
26 Йосэф умер ста десяти лет. Его набальзамировали и положили в гроб в Египте в соответствии с его волей.

Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут