Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Ваера

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Берешит, Издательство: Швут Ами, 1993

1)
Комментарий на Берешит  20:1
1 Авраам двинулся оттуда к Негеву и поселился между Кадешем и Шуром , и остановился в Гераре.


Передвижения Авраама поучительны, и поэтому на них следует остановиться. В начале, как мы видили, Авраам считает необходимым изолировать свой дом, уберечь его от разлагающего влияния городов. Поэтому он поселяется на пустынном юге. И лишь постепенно он входит в городскую жизнь, становится уважаемым человеком среди своих союзников Анера, Эшколя и Мамрэ. Но теперь мы видим, что Авраам снова идет на юг. Он поселяется между Кадешом и Шуром; то есть, в наиболее заброшенной части изолированного района, близкого к пустыне Шур, в самой безжизненной, никем не населенной земле. Однако в то же время он ищет контакта с городской жизнью и поэтому временно останавливается в Гераре, столице филистимских царей.

Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что именно предстоящее рождение сына побудило Авраама и Сару снова поменять место жительства. Ицхак должен вырасти вдали от чужих влияний. С другой стороны, полная изоляция, незнание путей человеческой жизни, совершенно отличных от его собственных, - не менее опасная ошибка в воспитании. Молодой человек, никогда не видевший иного, чем в родительском доме, образа жизни, будет лишен возможности сравнить и самостоятельно оценить глубину их различия. Он не сможет достаточно уважать и беречь свой традиционный путь, не сумеет удержаться на нем, вопреки всем превратностям судьбы. Он легко падет жертвой чуждого, враждебного влияния при первом же столкновении с ним. Никогда не впускать в дом свежий воздух – лучший способ простудиться при первом шаге за дверь.
Вот почему сын Авраама, его будущее, его наследник, должен был сохранять контакт с внешним миром. Он должен был познать всю меру его отличия, научиться защищать путь и дух Авраама в мире, который исповедует противоположные ценности. Авраам избирает столицу филистимлян, поскольку в их стране разложение еще не достигло такого уровня как в Кенаане.

2) Комментарий на Берешит 20:7
7 А теперь же верни замужнюю женщину, ибо он пророк и помолится за тебя, чтобы ты уцелел; а если не вернешь, то знай, что безусловно умрешь, ты и все, что с тобой.


…(Бава Кама 92а): “…Рабби Шмуэль бар Нахман говорит от имени рабби Йоханана:…потомки Ноаха заслуживают смертной казни за совершенное преступление, если они могли узнать заповедь, (запрещающую его), но не сделали этого”…

ויתפלל בעדך - И ПОМОЛИТСЯ ЗА ТЕБЯ. Производное от פלל (судить) связано с בלל (смешивать). Как уже упоминалось в связи с разделением человечества на разные языковые группы, בלל не означает “путать”, “смешивать то, что прежде было разделено”, а “примешивать новое к уже имеющейся массе”, иными словами – создавать иную массу, позволяя новому элементу полностью распространиться в ней и войти в ее состав. Согласно еврейской концепции, подобного рода процесс символизирует деятельность судьи. Ложь и несправедливость разделяют людей. Деятельность судьи вносит в спорное Б-жественную истину. Этот новый элемент проникает во все области спора и посредством закона приводит к гармоническому единству то, что иначе осталось бы разрозненным и разобщенным.

התפלל – значит выполнять подобную задачу в отношении самого себя. התפלל означает: взять элемент Б-жественной истины и дать ему проникнуть в каждый аспект и во все взаимосвязи нашего характера, таким образом достигнув гармонической интеграции всей жизни, что возможно только с помощью Б-га.

В соответствии с этим еврейская התפלל диаметрально противоположна тому, что принято называть словом “молитва”. Это не излияние, не выражение внутреннего состояния души, для которых существуют другие термины, например שיח (медитация, беседа, излияние души), תחנה (молитва, мольба) и т.д. תפילה скорее подразумевает восприятие и усвоение истины, приходящей из вне. Если бы наша “молитва” не была תפילה – работой над собственным “я” с целью поднять его до восприятия истины, наделить способностью руководствоваться во всем волей Б-га, тогда не имели бы смысла ни фиксированное время, ни постоянная форма наших молитв. Ибо если бы תפילה служила для излияния чувств, ее строгий распорядок означал бы, что в заранее обусловленное время каждый член общины обуреваем одними и теми же чувствами, и всех одновременно переполняют те же самые мысли. В таком случае молитвы вообще были бы излишни, поскольку мысли и чувства, которыми человек уже обладает, не нуждаются в способах выражения, придуманных другими людьми. Переполненное сердце всегда найдет путь для самовыражения, кроме тех редких случаев, когда любое проявление становится искажением этой полноты. В таком случае нет ничего выразительней молчания.

Поэтому предписанные молитвы не открывают нам истин, которые мы предполагаем давно известными. תפילה служит скорее средством пробуждения, оживления, убеждения и постоянного воспроизведения этих истин с целью их восприятия и укоренения в нас. Таким образом, чем меньше мы расположены молиться, тем больше, в действительности, нуждаемся в молитве, тем важнее для нас работа искупления и спасения, которую мы совершаем в себе посредством תפילה. Отсутсвие желания, потребности молиться – самый ясный знак того, что тот дух и истины, которые תפילה должна в нас создать, внести в нашу жизнь, возвысить в нас, сейчас находятся в изгнании и лишены света.
И здесь мы видим, что Сам Б-г удостоверяет эффективность молитвы за других. Если צדיק (праведник) или еще лучше община … – отождествляет себя с болью и бедой других, и чужое горе является поистине их собственным горем, - тогда ради этого праведника или праведной общины Б-г может согласиться избавить скорбящих от страданий, помиловать даже недостойного. Как говорится в Мишле (17:26) …(и карать нехорошо правого). Праведник, подобный Аврааму, испытывает острую боль из-за страданий другого, даже если тот действительно заслужил наказания.

3) Комментарий на Берешит 22:1
1 И было после этих событий: испытал Б-г Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам. А тот ответил: Вот я.


אחר הדברים - ПОСЛЕ ЭТИХ СОБЫТИЙ. Как и в главе 15:1… эти слова знаменуют наступление поворотного момента, переворачивающего прежние события. Авраам провозгласил Б-га… (Б-гом будущего), у него уже родился Ицхак, и ради Ицхака он отослал старшего сына. ביצחק “в Ицхаке” должен был продолжиться его род. Будущее уже начало играть свою роль: царь страны, где проживал Авраам, заключил с ним союз, рассчитанный на далеких потомков. Так обетование будущего, явленного в Ицхаке, претворялось уже в настоящем. И вот теперь Б-жественное повеление требовало от Авраама собственными руками разрушить все, что было создано до сих пор, вырвать с корнем…(тамариск), который он насадил…

4) Комментарий на Берешит 22:13
13 Авраам плоднял глаза, увидел сзади себя барана, запутавшегося рогами в кустарнике, пошел, взял барана и принес его в жертву вместо своего сына.


АВРААМ ПОДНЯЛ ГЛАЗА. Авраам посмотрел вокруг. Он чувствовал необходимость в жертве, символизирующей его преданность. Он хотел свободно, по своей воле принести ее на жертвенник, призванный стать средоточием жизни его сына и всех его потомков.

Ицхак был готов пожертвовать собой. Он поднялся с алтаря к новой жизни. Теперь он и его дети должны были принести клятву Б-гу, что в том же духе самопожертвования они будут действовать и в повседневной жизни. Жизнь Ицхака и его детей должна была стать непрекращающейся עקדה (буквально – “связыванием”, т.е. готовностью на любую жертву).

Символическое отождествление человека с приносимой за него жертвой с предельной ясностью выражено здесь на все времена: “барана… вместо сына своего”.
Вот почему Авраам искал глазами животное: одних слов было недостаточно, требовался символ готовности к самопожертвованию. И тут появился баран, который после того, как Авраам увидел его, запутался рогами в чаще. И тогда Авраам пошел и принес его “в жертву вместо своего сына”. Эти последние слова должны поставить на место тех узкомыслящих людей, которые любят обвинять нас в жестокости и приверженности к “культу кровавых жертв”.

Если бы наши жертвы не обладали символическим значением и принесение этого барана в жертву не было призвано символически выразить ту великую мысль, что в жизни содержится гораздо более высокое и преисполненное смысла самопожертвование, чем физическое умерщвление Ицхака, тогда насколько кощунственно, абсурдно и цинично прозвучали бы слова Торы, говорящие о замене предназначенного в жертву сына бараном!

Вместо драгоценного существа, ради которого Авраам был бы рад десять раз отдать собственную жизнь, принести в жертву какое-то животное, случайно встретившееся в пустыне, никогда ему не принадлежавшее и не представлявшее для него никакой ценности! Как если бы кто-то подарил нам миллион, а мы подобрали на полу случайную копейку и предложили ее нашему благодетелю в ответный дар!

Ближайший шабат

Шабат Бемидбар (27.05.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:36

Ближайшие даты

31 мая - Шавуот

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут